Как PhD диссертация меняет бизнес и приносит деньги.

На прошлой неделе UIB организовал семинар Ронды Шрэдер (Rhonda Shrader), директора программы по предпринимательству Университета Беркли-Хаас (Executive Director at Berkeley-Haas Entrepreneurship) на тему Lean StartUp.

Тема сподвигла вновь вернуться к канве бизнес-модели А. Остервальдера, и в процессе выяснилось, что книга «Построение бизнес-моделей», которую многие знают, читали и даже используют, стала логическим продолжением диссертационной работы Александра под руководством профессора Ива Пинье – “The Business Model Ontology: A Proposition in A Design Science Approach”. Вместе с ней появились сайт, обучающие программы, консультации и т. д. Т. е. диссертация успешно монетизировалась.

Этот факт ещё раз подчёркивает, что диссертационная работа может быть и должна быть полезной для бизнеса или другой сферы. Как минимум, иметь сильно выраженный потенциал.

По ряду причин я не берусь быть научным руководителем или со-руководителем, хотя последнее время запросы участились. Однако очень рекомендую студентам, магистрантам и докторантам, а также студентам бизнес-школ. тщательно ознакомиться с диссертацией и прочитать книгу, и вот почему.

В основе исследования должна лежать проблема

Конечно, исследование из любопытства тоже возможно. Только в этом случае ценность работы будет весьма сомнительна, ведь решения без проблемы не бывает. А диссертация – это выводы, решение задачи и готовые инструменты. Очень важно отразить это в теме.

Например, «Методы стратегического анализа и планирования в управлении организацией» – какую проблему решает эта дипломная работа? Может, это новые, более эффективные, методы, разработанные автором? Тогда это круто, конечно. Но опыт подсказывает, что некоторые магистранты/докторанты утверждают тему слабо понимая, что они должны решить какую-то проблему (и своих хватает!). А потом пишут, отталкиваясь от весьма размытой темы, весьма неопределённый контент.

Наличие проблемы подразумевает клиента

Клиент – это человек или организация, для которой эта проблема решается. А значит, что он должен подтвердить наличие проблемы. Невозможно коммерциализировать решение проблемы, если она не является таковой для конечного пользователя. Например, тема «Управление стоимостью компании на основе выбора финансовых индикаторов и стратегических альтернатив развития» предполагает, что у компаний существует ощутимая проблема в управлении своей стоимостью. Хорошо бы увидеть подтверждение в виде предварительных интервью, которые затем отлично впишутся в саму работу в виде целого подраздела. Для этого и существует диссертационное предложение.

Решение проблемы должно быть ценным для клиента

В этом случае ценность самой работы будет неоспорима. А для этого нужно провести тестирование решения. Возможно, даже не одно.


Проблема, клиентский сегмент, ценность и тестирование – всё это важные части бизнес-модели. Усвоив, как она создаётся и работает, намного легче, на мой взгляд, определить, как должна выглядеть диссертационная работа. А если работа создаёт ценность, то вопрос коммерциализации уже переходит в плоскость настойчивости её автора и времени.

Кстати, успешно реализованные проекты, основанные на диссертациях – шикарное конкурентное преимущество для любого вуза.

P.S. На фото я в Университете Дьюка, входящего в Research Triangle Park – самый крупный исследовательский парк в США. Думается, что мы по многим причинам могли бы развивать международные научные парки, привлекая университеты Запада и Востока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *