На преподавателей хлынул огромный поток информации, как организовать онлайн-обучение своих студентов, будь то школьники или учащиеся магистратуры. Конечно, у отдельного учителя возникнет множество вопросов при настройке отдельного класса, т. к. те, кто «в теме» уже давно и делятся опытом, нарабатывали практику последовательно, а сегодняшние условия бросают нас в ситуацию «всё и сразу». И, если цифровые навыки (digital skills) были на уровне создания и хранения файлов, то более продвинутые знания работы в системах дистанционного обучения, создания видео-контента, стриминга и управления форумами и чатами, придётся осваивать в срочном порядке. Это может вызвать небольшой стресс и сбои в качестве обучения.
Поможет справиться со стрессом понимание структуры онлайн-обучения. Она более, чем простая, состоит всего из двух блоков:
- Инструменты
- Методика обучения
Инструменты
У нас в арсенале есть три вида инструментов в зависимости от задачи – для создания обучающего материала (контента), для передачи его студентам, для сбора обратной связи (выполненное задание).
К слову, понятия домашнего задания и задания в классе сливаются в одно при онлайн-обучении, если вы даёте возможность учиться в удобное время. Если же урок привязан ко времени и проходит в виде прямого эфира, то всё остаётся, как и в обычной аудитории.
При создании образовательного контента к привычным офисным программам типа Word, Excel и PowerPoint добавляется видео и другие приложения, которые помогают упаковать знание. Например, Adobe Aero для создания VR или iBook Author для создания цифровых учебников нового поколения.
С передачей образовательного контента отлично справляются как привычная электронная почта, мессенджеры и социальные сети (да-да!), так и программы посложнее – Платонус, Moodle, iSpring Learn и т. д., т. е. LMS (Learning Management System) или в русскоязычном пространстве СДО (системы дистанционного обучения).
Например, в UIB настроена Moodle. Для того, чтобы показать, насколько это мощная система, скажу, что её используют ведущие университеты для своих онлайн-программ, открытых для широкой публики. На одном из скриншотов вы видите мой личный кабинет студента на курсе Higher Education Pedagogy, который я проходила в 2017-2018 гг.
Чем хороша система дистанционного обучения? Во-первых, всё собрано в одном месте и структурировано по занятиями. Преподавателю и студенту не нужно рыться в почте, в папках, в мессенджерах, чтобы найти нужный материал. Во-вторых, там настроена система оценки и расчёт ведётся автоматически. В-третьих, инструментарий СДО разнообразен и покрывает все необходимые активности для вовлечения студентов в обучение. Если вы посмотрите тот же Moodle, то его возможности практически исключительны.
И тут мы плавно переходим к сбору обратной связи в виде выполненных заданий. В ситуации подручных средств опять-таки отлично работают средства коммуникации. СДО же позволяют настраивать сроки для приёма заданий. Конечно, всё, что настраивается для работы в автоматическом режиме, сильно экономит время. Когда общее количество студентов более 100, каждая минута резко возрастает в цене.
Методика обучения
Принципиально она, конечно, остаётся в том же виде, что и при оффлайн-занятии. Таксономия Блума применяется к процессу обучения, а не к инструментарию. У нас всё также есть цели курса, и мы также применяем backward design для разработки/корректировки силлабуса.
Меняются техника подачи материала и активности для закрепления знаний и навыков.
Приведу примеры из опыта обучения в University of Liverpool (2007-2008 гг.) и на всё том же онлайн-курсе от HARVARD The Derek Bok Center for Teaching and Learning.
- Замена групповым заданиям – дискуссии в форуме занятия. Это даже лучше с точки зрения обучения, так как отмолчаться не получится. Кроме того, развивается навык письменного изложения своей позиции по актуальному вопросу темы. Конечно, тут не исключается читерство (от cheat – мошенничать). Но, это происходит, как и в любом домашнем задании. На помощь приходят системы проверки на плагиат, подключённые к СДО. В UIB, к примеру, используется сразу две системы – внутренняя и внешняя.
- Замена выступлениям – видео-выступление. Снижает волнение и позволят сдать лучший вариант, на который способен студент. Что, собственно, только порадует преподавателя.
- Замена лекциям – вебинар или видео-лекции. Плюс в том, что их можно пересматривать столько, сколько нужно. И, если в обычных онлайн-курсах для души это происходит редко, то в формальном образовании это пользуется популярностью, т. к. курсовая работа требует отражения всех полученных знаний.
- Замена семинарам – разбор заданий в виде вебинара, форумы для вопросов и ответов.
- Тестирование происходит онлайн и становится инструментом запоминания, а не оценки, если только происходит не под видеоконтролем.
В свете приведённых примеров становится заметной роль университета в организации онлайн-обучения и подготовки преподавателей к такому формату. Плюс важно общее качество ИТ-инфраструктуры. Даже во время преподавания в обычном аудиторном формате, подписка UIB на офис 365 мне сильно облегчала жизнь своими облачными возможностями. А сейчас, вместе с приложениями Stream, Teams, Whiteboard, переход на преподавание онлайн станет гораздо менее болезненным.
![](https://www.aneliyakarim.kz/wp-content/uploads/2020/03/Office-365-UIB-1-1024x541.jpg)
Но, что более важно, наработанный навык обучения студентов онлайн сильно расширяет рынок сбыта образовательных услуг. Это касается как полных программ формального обучения, так и открытых онлайн-курсов для профессионалов.
Желаю всем крепкого антивирусного здоровья и сильного желания учиться. Именно знания, накопленные человечеством в целом и отдельными людьми в частности, спасают нас сегодня от распространения вируса с большей скоростью.
P. S. На фото записи — персональный компьютер IBM в музее Intel, Калифорния, США (фото автора).
Добавить комментарий