В какой момент развивается способность переносить знания на практику?

stop motion

Трудности перевода

В апреле я рассказывала в Инстаграм про технологию Understanding by Design (UbD™ framework) для разработки программ обучения. Технология подразумевает три этапа – желаемые результаты, доказательства и учебный план. В желаемых результатах мы определяем цели обучения и ещё такие вещи как Transfer, Meaning и Acquisition. И тут у меня всегда возникала трудность при переводе технологии на русский язык для коллег-преподавателей. Словарь переведёт нам как Передача, Смысл и Приобретение. Смысл – это то, что студент должен понять в изучаемой дисциплине, на какие ключевые вопросы должен ответить. Приобретение – это знания и навыки. Оба слова достаточно хорошо воспринимаются, отражают суть. Но что такое «Передача»? Если это про знания и навыки, то у нас есть поле «Приобретение». У слова transfer есть ещё значения «перевод, перемещение, переброска». Как бы чётче подобрать слово?

И вот в книге «Суперобучение» нашёлся хороший вариант перевода – «перенос». Это когда студент может самостоятельно использовать свои знания уже вне обучающей среды, т. е. перенося их в реальную жизнь, в какой-то контекст. Я не согласна с автором в той части, что формальное образование не уделяет вниманию переносу. По факту это как раз-таки вершина пересмотренной таксономии Блума (Bloom’s Taxonomy). Но важно другое, а именно, что способность переносить знания в разные контексты развивается не на одном конкретном занятии. Я подозревала об этом давно, наблюдая за разными студентами и специалистами. И вот получила тому яркое подтверждение.

Stop motion и креативность

Все знают про метод съёмки стоп-моушн по кукольным мультфильмам. Благодаря развитию цифровых и мобильных технологий теперь каждый может сделать свой мультфильм из чего угодно – от пластилина до фигурок Лего и живых людей. Вы даже можете разыграть драматический сюжет с участием обычной обуви. Когда Юлия Андреева из iTeacher Academy позвала меня участвовать в уникальном фестивале креативных навыков для детей и подростков «Я – творец нового мира», я решила показать деткам эту технологию на минимальных ресурсах – бесплатная версия приложения Stop Motion Studio, бумага, карандаши и ножницы. У меня был всего час времени, за который нужно было раскрыть идею и познакомить с инструментом. И всё это онлайн.

Пример для выполнения задания по stop motion на онлайн-фестивале «Я – творец нового мира», 01.06.2020

Размышления привели к истории солнышка и тучки. Понадобилось сделать всего два солнышка – радостное и испуганное, а также 5 тучек – от маленькой на горизонте до большой и грозной, и 5 капелек дождя. Это была первая часть истории, когда тучка набегает на солнышко и проливается дождик. Всё делали на белом фоне или даже на фоне стола. Максимально просто. Хэппиэнд детки должны были придумать сами. Кто-то пригнал ветер, и тучка убежала, а кто-то пролил весь дождик, чтобы тучка растаяла на глазах.

Но одна из финальных историй , сделанная уже после занятия, произвела огромное впечатление тем, что ребёнок значительно вышел за рамки задания.

Видео Александра Темникова по заданию stop motion на онлайн-фестивале «Я – творец нового мира»

Посмотрите на видео, его сделал Александр Темников – он нарисовал фон, он подобрал стишок и начитал его на видео. Также добавил заставку и музыкальное сопровождение. Он сделал то, чего я не показывала, и даже не упоминала. Я уж не знаю, может, ему подсказал кто-то из учителей или наставников. Суть в другом. Развивая креативность таким образом – знакомясь с инструментом, а потом давая волю фантазии – детки учатся применять одно знание, один навык в разных контекстах. Как раз то, что и произошло – я показала всего лишь как двигать вырезанные фигурки, фотографировать их по порядку и записывать звук. 15 минут моих объяснений. Всё. В результате же получилась целая видео-иллюстрация к чудесному стихотворению Валентина Берестова.

Мысль

Конечно, без исследования трудно утверждать, насколько сильно детские творческие опыты влияют на способность обучаться в более старшем возрасте, а затем и в вузе. Но этот небольшой пример как минимум сформировал гипотезу. Наверняка уже есть много трудов на эту тему, осталось просто их изучить. Способность смешивать несмешиваемое, использовать одни инструменты в других контекстах, пробовать подходы из одних дисциплин в других, т. е. использовать знание в разных контекстах – это как раз то, что по каким-то неведомым причинам становится дефицитом. Тот самый «перенос» знаний в реальный контекст, что мы обсуждали в начале.

Я часто слышу как от работающих специалистов, так и от студентов убивающую всё живое фразу – «а как я это сделаю, я никогда там или с этим не работал». И тогда я понимаю, что детство, самое настоящее, живое, куда-то ушло.

К счастью, его всегда можно вернуть! Игры, упражнения на креативность, мои воркошопы по визуальным заметкам и курс по digital soft skills, наконец. Всё это может возродить ту созидающую гибкость восприятия, которая раздвигает границы возможного.

В общем, берегите и себя, и ребёнка в себе ❤️

P. S. Большая благодарность Юлии Андреевой за предоставленный видеоролик и огромное удовольствие от результатов воркшопа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *