Творчество: развиваем через свои ощущения

У вас было такое чувство, что вы смотрите на картину (скульптуру или любое другое произведение) и не можете понять, в чём её ценность? Почему все восторгаются, когда вы прошли бы мимо? Поверьте, это нормальное чувство. Ибо мы – разные. Восприятие всегда происходит в контексте – нашего личного опыта, что мы знаем об опыте художника, состояния на момент взаимодействия с искусством и способности прислушиваться к собственным ощущениям, слышать собственные мысли. И всё же, если вы сильно-сильно хотите научиться видеть красоту, какой её, возможно, видит художник, то стоит начать с произведений Клима Ли, а именно с его портретов.

Посмотрите на лица, они – выразительные. Открытые для восприятия, для диалога. Хочется узнать, что произошло или даже происходит. Это всё глаза. Что вы в них видите? Я вижу тревогу и напряжение у девочки, у Дон Кихота добавляется тщетность попыток. Девушка равнодушна, а тибетская дева грустна в своей свободе. Что видите вы?

А теперь посмотрите на технику – она энергичная. Попробуйте почувствовать динамику в статичном на первый взгляд портрете иностранца. Мягкая полуулыбка в контрасте с широкой бородой и мощной шеей. Вот она – динамика.

Фото автора работы «Иностранец» с выставки Клима Ли «Парадокс зеркал», Алматы, 08.01.2019

Улавливаете? Так работа за работой, и вы начинаете чувствовать художника вашими собственными ощущениями. Они всегда уникальны. И не всегда то, что вы увидели, было задумано автором. Это тоже нормально. В попытках понять искусство, вы развиваете и своё творческое начало тоже. Потому что учитесь по-настоящему «видеть». Попробуйте, у вас точно получится!


– Мне показалось, что портреты у Мастера сильнее, чем пейзажи, – под занавес пресс-тура я поделилась своими мыслями с большим мужчиной рядом.   

– Да? А мне наоборот, пейзажи очень понравились, – мужчиной оказался Вадим Кравцов, журналист из газеты «Деловой Казахстан». Кстати, он задавал Мастеру вопросы о его опыте в книжной графике. Почитайте его материал, узнаете гораздо больше.

P. S. Мои вопросы были поскромнее. Во-первых, как преподавателю, мне было любопытно, что изменилось в студентах за 40 лет педагогической практики. Ответ Мастера подтвердил собственные ощущения более скромного периода – чаще пропускают занятия, много излишней самоуверенности. Справляются с этим педагогическим мастерством – через два года таланты крепнут, благодаря большому труду. Второй вопрос был об отношении к цифровыми технологиям в искусстве – Мастер умеет работать на планшете, но предпочитает аутентичный скрип пера, перепачканные сангиной пальцы, капли, брызги и кляксы на бумаге. Душа – аналоговое явление, оцифровке пока не поддаётся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *