Дистанционно-цифровая жизнь. Обучение онлайн – что это на самом деле.

Intel museum, California, USA

На преподавателей хлынул огромный поток информации, как организовать онлайн-обучение своих студентов, будь то школьники или учащиеся магистратуры. Конечно, у отдельного учителя возникнет множество вопросов при настройке отдельного класса, т. к. те, кто «в теме» уже давно и делятся опытом, нарабатывали практику последовательно, а сегодняшние условия бросают нас в ситуацию «всё и сразу». И, если цифровые навыки (digital skills) были на уровне создания и хранения файлов, то более продвинутые знания работы в системах дистанционного обучения, создания видео-контента, стриминга и управления форумами и чатами, придётся осваивать в срочном порядке. Это может вызвать небольшой стресс и сбои в качестве обучения.

Поможет справиться со стрессом понимание структуры онлайн-обучения. Она более, чем простая, состоит всего из двух блоков:

  • Инструменты
  • Методика обучения

Инструменты

У нас в арсенале есть три вида инструментов в зависимости от задачи – для создания обучающего материала (контента), для передачи его студентам, для сбора обратной связи (выполненное задание).

К слову, понятия домашнего задания и задания в классе
сливаются в одно при онлайн-обучении, если вы даёте возможность учиться в
удобное время. Если же урок привязан ко времени и проходит в виде прямого
эфира, то всё остаётся, как и в обычной аудитории.

При создании образовательного контента к привычным офисным программам типа Word, Excel и PowerPoint добавляется видео и другие приложения, которые помогают упаковать знание. Например, Adobe Aero для создания VR или iBook Author для создания цифровых учебников нового поколения.

С передачей образовательного контента отлично справляются как привычная электронная почта, мессенджеры и социальные сети (да-да!), так и программы посложнее – Платонус, Moodle, iSpring Learn и т. д., т. е. LMS (Learning Management System) или в русскоязычном пространстве СДО (системы дистанционного обучения).

Например, в UIB настроена Moodle. Для того, чтобы показать, насколько это мощная система, скажу, что её используют ведущие университеты для своих онлайн-программ, открытых для широкой публики. На одном из скриншотов вы видите мой личный кабинет студента на курсе Higher Education Pedagogy, который я проходила в 2017-2018 гг.

Чем хороша система дистанционного обучения? Во-первых, всё собрано в одном месте и структурировано по занятиями. Преподавателю и студенту не нужно рыться в почте, в папках, в мессенджерах, чтобы найти нужный материал. Во-вторых, там настроена система оценки и расчёт ведётся автоматически. В-третьих, инструментарий СДО разнообразен и покрывает все необходимые активности для вовлечения студентов в обучение. Если вы посмотрите тот же Moodle, то его возможности практически исключительны.

И тут мы плавно переходим к сбору обратной связи в виде выполненных заданий. В ситуации подручных средств опять-таки отлично работают средства коммуникации. СДО же позволяют настраивать сроки для приёма заданий. Конечно, всё, что настраивается для работы в автоматическом режиме, сильно экономит время. Когда общее количество студентов более 100, каждая минута резко возрастает в цене.

Методика обучения

Принципиально она, конечно, остаётся в том же виде, что и при оффлайн-занятии. Таксономия Блума применяется к процессу обучения, а не к инструментарию. У нас всё также есть цели курса, и мы также применяем backward design для разработки/корректировки силлабуса.

Меняются техника подачи материала и активности для закрепления знаний и навыков.

Приведу примеры из опыта обучения в University of Liverpool (2007-2008 гг.) и на всё том же онлайн-курсе от HARVARD The Derek Bok Center for Teaching and Learning.  

  • Замена групповым заданиям – дискуссии в форуме занятия. Это даже лучше с точки зрения обучения, так как отмолчаться не получится. Кроме того, развивается навык письменного изложения своей позиции по актуальному вопросу темы. Конечно, тут не исключается читерство (от cheat – мошенничать). Но, это происходит, как и в любом домашнем задании. На помощь приходят системы проверки на плагиат, подключённые к СДО. В UIB, к примеру, используется сразу две системы – внутренняя и внешняя.
  • Замена выступлениям – видео-выступление. Снижает волнение и позволят сдать лучший вариант, на который способен студент. Что, собственно, только порадует преподавателя.
  • Замена лекциям – вебинар или видео-лекции. Плюс в том, что их можно пересматривать столько, сколько нужно. И, если в обычных онлайн-курсах для души это происходит редко, то в формальном образовании это пользуется популярностью, т. к. курсовая работа требует отражения всех полученных знаний.
  • Замена семинарам – разбор заданий в виде вебинара, форумы для вопросов и ответов.  
  • Тестирование происходит онлайн и становится инструментом запоминания, а не оценки, если только происходит не под видеоконтролем.

В свете приведённых примеров становится заметной роль университета в организации онлайн-обучения и подготовки преподавателей к такому формату. Плюс важно общее качество ИТ-инфраструктуры. Даже во время преподавания в обычном аудиторном формате, подписка UIB на офис 365 мне сильно облегчала жизнь своими облачными возможностями. А сейчас, вместе с приложениями Stream, Teams, Whiteboard, переход на преподавание онлайн станет гораздо менее болезненным.

Множество облачных приложений решают практически любую образовательную задачу.

Но, что более важно, наработанный навык обучения студентов онлайн сильно расширяет рынок сбыта образовательных услуг. Это касается как полных программ формального обучения, так и открытых онлайн-курсов для профессионалов.


Желаю всем крепкого антивирусного здоровья и сильного желания учиться. Именно знания, накопленные человечеством в целом и отдельными людьми в частности, спасают нас сегодня от распространения вируса с большей скоростью.

P. S. На фото записи — персональный компьютер IBM в музее Intel, Калифорния, США (фото автора).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *